Проективные техники. Ассоцианизм. Метод свободных словесных ассоциаций Ф.
Гальтона. Психоанализ как теоретическая основа развития проективных методик. Работы
Г. Роршаха (пятна Роршаха), X. МорганаМатериалы / Психодиагностика конспект лекций / Основные виды диагностических методик / Проективные техники. Ассоцианизм. Метод свободных словесных ассоциаций Ф.
Гальтона. Психоанализ как теоретическая основа развития проективных методик. Работы
Г. Роршаха (пятна Роршаха), X. МорганаСтраница 1
Другим известным методом диагностики личности являются проективные техники
. Их родоначальником традиционно считается метод словесных ассоциаций, возникший на базе ассоцианистских теорий. Ассоцианистская концепция в качестве ведущего принципа организации сознания человека использовала ассоциацию, понятие которой ведет свое происхождение от Аристотеля. Как целостная система ассоцианизм возник в XVIII в., хотя некоторые его принципы были открыты раньше.
Впервые ассоциация превращается в универсальную категорию, объясняющую всю психическую деятельность, у английского врача Давид Гартли (1705–1757)
. Согласно его теории идеи связаны между собой в соответствии с порядком и связью материальных процессов, происходящих в нервной системе. Детерминирующими факторами ассоциации Гартли считал смежность во времени и частоту повторений.
Помимо материалистического ассоцианизма, в XVIII в. развивался субъективно-идеалистический ассоцианизм в учениях Дж . Беркли
и Д. Юма
. Согласно их представлениям связь идей дана внутри самих элементов сознания и не требует никакой реальной основы. Их появление у человека подчиняется универсальным законам ассоциации, определяемым правилами самого сознания.
Возникновение метода свободных словесных ассоциаций
связано с именем Френсиса Гальтона
(1822–1911). В 1879 г. он опубликовал результаты своих ассоциативных экспериментов. Предлагая испытуемому отвечать на слово-раздражитель первой пришедшей в голову словесной ассоциацией, Гальтон составлял списки из 75 слов и по очереди открывал их перед испытуемым (иногда он сам выступал в качестве такового). С помощью секундомера он фиксировал время ответа. Позднее эта методика получила развитие в исследованиях Э. Крепелина (1892)
, К. Юнга (1906)
, Г. Кента
и А. Розанова (1910)
и др.
Как интерпретируются результаты этой методики? Большинство исследователей сегодня склонны рассматривать ассоциативный эксперимент в качестве приема для изучения интересов и установок личности. Однако следует отметить, что интерпретация получаемых результатов определяется теоретическими взглядами исследователей. Поэтому вопрос о валидности методики не может быть решен однозначно вне соотнесения с теоретическими позициями ее создателей.
Ассоциативный эксперимент стимулировал появление такой группы проективных методик, как «Завершение предложений»
. Впервые для изучения личности «Завершение предложений» было использовано А. Пейном
в 1928 г.
Кроме ассоцианизма, теоретические истоки проективных методов можно искать в психоанализе, ставящем во главу угла понятие бессознательного. Бессознательное принималось первоначально как скрытый двигатель личности, мотив, слепо действующий из таинственных глубин организма. Разум по отношению к бессознательному служит маскировочным механизмом. Для того чтобы прорваться в область бессознательного, понять скрытые в нем тенденции, необходимо было в эксперименте направить сознание на решение особых заданий, которые позволили бы непроизвольно проявиться бессознательному в личности. Такого типа задания и включались в проективные методики.
Одна из самых популярных проективных методик была разработана в 1921 г. швейцарским психиатром Германом Роршахом
. Создавая эту методику, Роршах экспериментировал с большим количеством чернильных пятен, которые он предъявлял различным группам психически больных. В результате его наблюдений те характеристики ответов, которые можно было соотнести с различными психическими заболеваниями, постепенно объединялись в систему показателей. В дальнейшем эта методика использовалась и квалифицировалась многими исследователями как у нас, так и за рубежом.
Еще одна из старейших и наиболее распространенных в мире методик – Тест тематической апперцепции – ТАТ
. ТАТ был создан в 1935 г. Х. Морган
и Г. Мюрреем
. Стимульный материал ТАТ состоит из таблиц с изображениями неопределенных, допускающих неоднозначные толкования ситуаций. Испытуемому предлагается придумать небольшую историю о том, что привело к ситуации, изображенной на картине, и как она будет развиваться. В настоящее время существует множество модификаций ТАТ, известны разные подходы к анализу и интерпретации данных. Понятие проекции для обозначения подобных методик было впервые использовано Л. Франком
Смотрите также
С вами такое бывало?
Случалось ли так, что у вас появлялся вопрос относительно человеческого тела,
но вы боялись его задавать? Или не знали, кого об этом можно спросить? Допустим,
вам хочется узнать, почему люди зеваю ...
Периодическая болезнь – что это такое и как ее вылечить?
Заболевание это довольно распространено в Армении и Ереване, его даже называют
в народе «ереванской болезнью. Медицина квалифицирует его как коллагеноз и относит
к ряду таких аутоиммунных заболева ...
Волосы и ногти
В стихотворении «Похищение локона» поэт Александр Поуп (1688—1744) написал бессмертные
строки: «Героев, чей могучий дух высок, / Нередко губит женский волосок »*. Быть
может, старик Алекс и не име ...