Посик
Разделы

Трактаты Фрея Франсиско оказали большое влияние на Святую Терезу. В 1562 году она написала книгу «Путь к совершенству», чтобы научить своих сестер-монахинь погружаться в состояние созерцания.

«Возможно, Господь научит тех, кто не знает этого способа молиться, потому что я сама убеждена в том, что я никогда бы не поняла, что значит получать удовлетворение от молитвы, до тех пор, пока он не научил меня этому способу».

Как считала Святая Тереза, пассивное отношение заключается в том, что нужно отрешиться от всего земного:

«…и таким образом душа поднимается ввысь, она уводит свои чувства от внешних объектов… и те люди, которые используют этот способ, почти всегда молятся с закрытыми глазами… потому что это позволяет не думать о земных заботах».

Хотя некоторые считают, что состояния созерцания лучше всего достигать в тишине, Святая Тереза утверждает, что многие люди достигают высокой степени этого состояния, когда читают молитву нараспев. Одна ее знакомая была сильно расстроена тем, что не может молиться «про себя»:

«[Она] не могла молиться иначе, кроме как произнося молитву вслух, и, делая это добросовестно и с глубокой верой, она достигала того, чего хотела. Если бы она не повторяла слова вслух, навязчивые мысли настолько бы мешали ей молиться, что она не могла этого вынести. Я верю, что благодаря своей вере в Отца Небесного, она достигала самой чистой степени созерцания».

В Греции на горе Афон путешественник все еще может увидеть монастыри, которые сохранились без особых изменений с XIII века. В те времена, когда произошел раскол между Западной и Восточной христианскими церквями, на горе Афон нашли прибежище представители Восточной Ортодоксальной церкви. В конце 1950-х годов трое исследователей описали жизнь монахов на горе Афон. В нижеприведенном отрывке Отец Николай описывает жизнь отшельника и объясняет, как, живя в изоляции от всего мира, человек должен также «изолировать» себя от своего тела и сознания.

«После многих лет, проведенных в монастыре или в склепе, живя обособленно от всего остального мира, очень трудно контролировать свое тело и сознание, потому что наше сознание, как известно, – это «блуждающий странник». Мысли в голове человека текут непрерывной чередой, мешая сконцентрироваться, в то время как для молитвы сознание должно быть очищено от всяких мыслей. После того как вы признались себе во всех своих пороках, страстях, недостатках – даже самых обыденных – вы должны проверить все ваши мысли. Вы должны обеспечить полную тишину вокруг себя, прежде чем вы достигнете самой глубокой тишины в глубине своей души. Человек, который постоянно молится, повторяя одни и те же слова во славу Господа, достигает истинной глубины молитвы. Вопрос не в том, чтобы увидеть Господа, но в том, чтобы быть вместе с Господом. Это очень нелегко – сдержать в узких рамках вашего тела безграничный дух, который всегда старается вырваться. Вот такова жизнь монаха, не больше и не меньше».

Повторение слов во славу Господа – это такая форма молитвы, которая называется Молитвой Сердца или Молитвой Иисуса. Этот метод был принят впоследствии русской церковью и получил дальнейшее развитие в монастыре на горе Афон. Молитва Сердца часто использовалась в русских монастырях для погружения в состояние созерцания. Эта молитва использовалась благочестивыми мирянами и особенно была распространена среди бедных крестьян. Философская основа Молитвы Сердца ведет свое летоисчисление от Древней Греции и Святого Георгия Паламского, который считал, что после того, как тело и душа пройдут через очищение, человек может заново обрести природное благоразумие, как и было до грехопадения человечества. Этот метод повторяющейся молитвы очищает ум с помощью пассивного отношения, освобождая его от всех мыслей, образов и страстей. В фундаментальном труде на эту тему, написанном греческими и византийскими философами, который называется «Филокалия», содержится подробное изложение Молитвы Сердца. Там можно обнаружить описание всех четырех необходимых элементов, то есть спокойной окружающей обстановки, соответствующей позы, концентрации внимания на одном объекте и пассивного отношения:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Измерительные шкалы
Измерительные шкалы  (от лат. scala – «лестница») – форма фиксации совокупности признаков изучаемого объекта с упорядочиванием их в определенную числовую систему. Измерительные шкалы представ ...

С вами такое бывало?
Случалось ли так, что у вас появлялся вопрос относительно человеческого тела, но вы боялись его задавать? Или не знали, кого об этом можно спросить? Допустим, вам хочется узнать, почему люди зеваю ...

КАК РАЗЖИГАЛАСЬ «ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПЕЧЬ»
Невозможно объяснить, почему врачи выписывают препарат АЗТ, несущий смерть людям, у которых нет никаких жалоб, кроме того, что в их крови обнаружены антитела к ВИЧ. ...