Посик
Разделы

«…учение Абулафия представляет собой иудейскую версию этой древней техники медитации, которая в своем «классическом» варианте называется индийской йогой. Для примера рассмотрим лишь один момент из теории Абулафия. Огромное значение он уделял технике дыхания, в настоящее время эта техника достигла своего наивысшего развития в индийской йоге, где она считается самым важным инструментом для управления сознанием. Кроме этого, Абулафия излагает определенные правила положения тела при медитации, соответствующие комбинации согласных и гласных звуков, определенные формы декламации, и в своей книге «Свет ума» он делится впечатлениями от иудейского трактата о йоге. Сходство между этими теориями простирается даже на некоторые аспекты доктрины положительного взгляда на жизнь – это состояние, которое предшествует и сопутствует медитации».

Возможно, то, что на Востоке медитативные техники были распространены гораздо больше, связано не только с их религиозным значением, но и с тем, что они являлись частью культурной традиции. Каролина Спуржин, профессор английской литературы, в своем эссе, посвященном теме мистицизма в английской литературе, обращает внимание на любопытную разницу между восточным и западным мистицизмом. Западный мистицизм, который берет начало в Древней Греции, где было принято наслаждаться красотой природы, достигает своего полного развития в учении христианской веры. Просвещение в христианстве в основном сосредоточено на доктрине об инкарнации, в которой таинство Бога показано в человеческой форме. Следовательно, заключает Спуржин, западный мистицизм считает все это естественным проявлением человеческих чувств, любви и ума. А на Востоке принято думать, что такие «человеческие проявления» мешают духовному совершенствованию. Восточный мистицизм придает особое значение степени чистоты сознания, считается, что следует подавлять плоть и ее потребности, для того чтобы достичь абсолютной свободы.

На всем протяжении истории Индии йога была одной из ее важнейших культурных традиций. Йога – это не просто философия, она оказала влияние на множество способов медитации и на многие религии, которые есть в индийской культуре. Мирси Элиад отмечает те доктрины и различные восточные философские течения, на которые оказала влияние йога. Вот лишь некоторые из них: брахманизм, ведическая литература, индуизм, буддизм, тантризм. По определению Элиада, йогой можно назвать любую аскетичную технику или метод медитации. Описание «классической» системы йоги можно найти у Патаньяли, который собрал вместе и классифицировал несколько традиционных методов и формул созерцания. Самое главное в йоге – это концентрация внимания на каком-нибудь одном моменте – например, на физическом объекте или какой-то мысли. С помощью концентрации на каком-либо моменте человек может избавиться от мешающих ему повседневных мыслей и таким образом достичь пассивного отношения. Элиад описывает эту концентрацию, экаграта, как сдерживающий элемент в потоке сознания. Экаграты, или концентрации сознания, можно достичь многими способами, такими, как уменьшение тонуса мышц или замедление ритма дыхания. С помощью этих способов человек может достичь состояния экаграты и, в конечном счете, ее наивысшей стадии – самадхи, в которой человек поднимается над обыденностью и достигает полной свободы сознания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также

ОБМЕН МОНОАМИНОВ И ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ
Так как действие ряда лекарств, о влиянии которых на психику говорилось в первой части этой книги, а также действие ряда психотомиметичеоких средств пытаются объяснить как результат их влияния на ...

Рот
...

Сердце и кровь
...